Вернуться к обычному виду

Галина Гуляева

Уполномоченный по правам ребёнка в Ненецком автономном округе
Галина Николаевна Гуляева



Важные ссылки








лого президент детям.jpg

19.01.2022

Народная педагогика

zaA3UD9CqUc.jpg

Валентина Артемьевна – ветеран педагогического труда, заслуженный учитель школы РСФСР, автор учебных пособий по ненецкому языку. Окончила Нарьян-Марское педагогическое училище, Ленинградский госуниверситет им. А. И. Герцена по специальности «Учитель русского языка и литературы» и «Учитель ненецкого языка». Трудилась учителем омской и Шоинской школ, завучем Канинской школы, преподавателем Нарьян-Марского педучилища. Страстный пропагандист сохранения языка и культуры своего народа.

"Не так давно я на одном дыхании прочитала книгу Валентины Артемьевны Ханзеровой «Народная педагогика на примере жизни и быта ненцев». Книга стала продолжением моих впечатлений от поездки в общину Ямб-то. Там, вдали от всех настоящей жизнью живут простые люди. Живут по законам рода, не стараясь угнаться за богатством и властью, передавая детям свой опыт, умения, традиции, воспитывая их так, как воспитывали многие поколения до них" - делиться своими впечатлениями Галина Николаевна.


YMVNxwqhAno.jpg

Автор родилась и выросла в ненецкой семье: «Жизнь в тундре с родителями для меня-самое лучшее, самое дорогое, что было в моей жизни».
С любовью и нежностью рассказывает она о жизни, о труде, о природе. В книге несколько глав. В каждой из них бесценные советы по воспитанию. Вот некоторые из них:

«С самого раннего детства ребенок окунался в атмосферу труда. Он не видел безделья….Мальчиков учили мужскому труду. Радовались их рождению, к ним было особое отношение как к наследнику, будущему хозяину, главе семьи. К этому готовили с малых лет. Сыновья никогда не сидели в чуме: всегда среди мужчин, около отца… Если отец делает нарты или ремонтирует что-то, налаживает упряжь, сын тут же….У мальчика лет 7-8 уже своя упряжка, свои подсадочные олени, пояс с ножом- один из атрибутов одежды взрослого мужчины, ему доверяют ружье-он учится стрелять…».

Девочки растут рядом с матерью. Наблюдают и усваивают непростую науку ведения домашнего хозяйства.

«Когда снимались со старого места, ямдали, все тщательно убирали, подметали землю, чтоб не осталось на месте чума ни одной кости, стекла».

«Детям старались внушить, что птица-это не только пух и мясо, а лиса и песец-воротник и шапка, а прежде всего живые существа, требующие защиты и жалости… Ненцы питались от природы, поэтому берегли ее, не разоряли, не загрязняли…».

«Особое отношение было к родителям. Матери старались постоянно подчеркивать, что в семье отец-главное лицо…
Ненцы в большинстве своем немногословны, учили делом, скупым, но авторитетным словом. Слова старшего не подвергались сомнению… Не положено было пререкаться, отвечать старшим, грубить тем более… Разговаривали с детьми тоном спокойным, никогда родители не выходили из себя, не кричали…».
Тут же автор отмечает: «Были и раньше и сейчас всякие семьи». И обидно, что «процветает пьянство не только в отдельных семьях, но и в целых поселках округа».

«Детей учили сдержанности в чувствах, стойкости …Суровые условия жизни требовали, чтоб разум всегда возобладал над чувствами... Дети были уверены, что взрослые никогда не плачут, они сильные, плакать могут только маленькие дети».

«Девушкам и девочкам предъявлялись особые требования»: «…вести себя скромно, хохотать громко крайне неприлично, девушке больше идет улыбка, разговаривать тихо и спокойно, никогда не употреблять бранных слов. Не стрелять глазами в юношу, и тем более в женатого мужчину.» И дальше множество правил как должна одеваться девушка, как причесываться, как вести себя в чуме: «Хорошая хозяйка все должна делать бесшумно, тихо, в чуме не греметь ведрами…».


-4oCXEPWpl8.jpg

Заканчивается книга правилом, что молодая семья сразу отделялась от родителей, кроме младшего сына, который по законам рода заботится о них до конца их жизни.

 Несколько раз в книге с горечью упоминается интернат: «Оторванные от своих корней, воспитывающиеся в интернате ненецкие дети, к сожалению потеряли многое из тех нравственных норм поведения, которые считались обязательными в традициях наших дедов и отцов и которыми руководствовались всю жизнь представители старшего поколения». «родители доверяют воспитание своих детей школе-интернату, но оправданы ли их надежды, если некоторые ученики не хотят ни учиться , ни работать.»

"Народная педагогика, на мой взгляд, самое лучшее название для такой книги. Правила воспитания детей нигде не записывались, они как генетический материал передавались из поколения в поколение. С некоторыми национальными и временными особенностями они повторяют друг друга у всех народов. На них основана мораль.Помимо богатого этнографического материала, которого невозможно найти, книга также написана прекрасным языком – ее читать интересно и увлекательно. Дополняют книжку красочные иллюстрации. Советую всем жителям нашего округа ознакомиться с ней. Особенно это будет полезно молодым родителям" - резюмировала детский омбудсмен.



#детиарктики #детинао #уполномоченныйпоправамребенка #детскийомбудсмен #защитадетства #народнаяпедагогика #ямбто

Возврат к списку