Вернуться к обычному виду

Галина Гуляева

Уполномоченный по правам ребёнка в Ненецком автономном округе
Галина Николаевна Гуляева



Важные ссылки








лого президент детям.jpg

28.12.2019

Школа - живой организм

Lwsrej6QlnUkfkwK3VNQper7HRiU0wtN_620_416.jpg

«Взрослые» проблемы родом из детства

В продолжение темы о медиации в образовательных учреждениях 

Одной из форм разрешения конфликта внутри класса являются собрания с администрацией школы, педагогами, психологом, представителями профильного департамента, уполномоченным.

На этой неделе Уполномоченный по правам ребенка в НАО Галина Гуляева посетила несколько таких собраний

Собрания всегда проходят очень напряженно. Каждая сторона имеет свою точку зрения, которую готова отстаивать. Посещая такие встречи, невольно задаешься вопросом: кто же собственно конфликтует? Родители не слышат друг друга, разговаривают на повышенных тонах, не хотят уступать и идти на компромисс.

Руководство школы, в свою очередь, отмечает, что дети есть дети, они и ссорятся, и тут же мирятся, могут толкнуть друг друга как специально, так и нечаянно. Они уже и не помнят о причине конфликта, а родители, вмешавшись в ситуацию, только усугубляют её.

- Конечно, надо детей защищать. Но, наверное, не стоит по любому поводу бежать в школу и наводить «разборки»? Дети должны научиться взаимодействовать друг с другом путем поиска самостоятельных решений, без мам и пап, - считает Галина Гуляева. - Разумеется, если ребята дерутся не на жизнь, а на смерть, уже другой разговор. В таких случаях необходимо вызывать полицию! Органы правопорядка смогут «одернуть» детей. А задача родителей объяснять ребенку, что можно, а что нет, разговаривать о случившемся, вместе обдумывать ситуацию, а уж точно не накручивать и не усугублять конфликт. Замечу, как бы не было сложно, постараться сдерживать свои эмоции.

Один из конфликтов произошёл в 5 классе.

Родители уверены, что их дети не получают крепких знаний только из-за одноклассника, который мешает на всех уроках. Безусловно, это может иметь место, но в то же время следует иметь в виду, что 5 класс - это один из сложных этапов для всех школьников, у многих из них снижается успеваемость после периода начальной школы.

Задача службы примирения заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. Но конструктивные подходы, предлагаемые медиаторами, зачастую отвергаются. Получается тупиковая ситуация.

Детские коллективы – живой организм, где очень важна роль педагогов и, в частности, классного руководителя, мудрость которого, умелый подход к воспитанию детей может и должен гасить конфликт в зародыше. Но педагогу по разным причинам не всегда удается это сделать на начальной стадии разногласий, и конфликт, как пожар, разгорается все сильнее. А дальше подключаются родители...

- Родители хором утверждали, что дети не читают их переписку в классном родительском чате. Предполагаю, что в некоторых семьях действительно соблюдается это, но далеко не во всех. Иначе откуда берутся ситуации, когда дети говорят словами своих родителей... – комментирует детский омбудсмен. - Не люблю назиданий, но в этом случае твёрдо убеждена, родительские «разборки» просто недопустимы. Идеальных, стерильных коллективов не существует в природе. И не факт, что уход из класса одного ребенка решит проблему, так как на его место придет другой ребёнок, а дети взрослеют. Появляются новые проблемы...

Закон никто не отменял

frustrated_school_boy_working_with_teacher_in_the_classroom.jpg


На основании ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» есть несколько категорий обучающихся, которые могут обучаться на дому или в медицинских организациях.

Это дети, которые осваивают основную общеобразовательную программу, но нуждаются в длительном лечении, или же те ребята, которые по состоянию здоровья попросту не могут прийти в школу и сидеть на уроках.

В приказе Минздрава России от 30 июня 2016 г N 436н утвержден перечень заболеваний, на основании которых можно перевести ребенка на индивидуальное обучение. В этот перечень внесены 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения заболевания, препятствующих получению образования в условиях школы.

Вместе с тем врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у ребенка для обучения по основным общеобразовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья вне зависимости от того, внесено заболевание или нет в указанный перечень.

Если мы говорим о поведенческих моментах, то в приказе отражен целый спектр психических заболеваний. Но диагноз может поставить только врач.
Если родители получают рекомендацию врача о переводе ребенка на индивидуальное обучение, но не считают эту форму обучения приемлемой, они могут оставить его в классе. И это их право! – подчеркивает Уполномоченный по правам ребенка в НАО Галина Гуляева. 

В федеральном законе об образовании 106 раз употребляется слово родители/законные представители. Только с их согласия могут быть приняты какие-то решения. Заявление других родителей (учащихся ребят из класса, даже если это 20 и более человек), не является законным основанием, чтобы неподходящий, по их мнению, ребенок ушел из класса.

Скрепа - классный руководитель

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» у всех участников образовательного процесса есть права, обязанности и ответственность.
Если ученик нарушает устав школы, к нему могут быть применены дисциплинарные меры, например, замечание, выговор, вплоть до отчисления из школы (это уже крайняя мера).

До дисциплинарных мер следуют беседы с ребенком, школьный совет профилактики, предупреждения.
Кроме того, дисциплинарные меры применимы только к ученикам, у которых нет статуса ОВЗ или «ребенок-инвалид». Также не применяются к дошколятам и ученикам начальной школы.

Отчисление детей возможно только с 15 лет. Такое решение образовательного учреждения должна поддержать комиссия по делам несовершеннолетних, а если ребенок-сирота, то еще орган опеки и попечительства.

- Какой итог? – задает риторический вопрос детский правозащитник. - Здесь проявляется одна из главных проблема нашего округа - нехватка кадров, в частности психологов.

Когда возникает такой серьезный конфликт, психологу необходимо проводить целый комплекс мероприятий. Различные методики с классом по сплочению коллектива, примирению ребят, воспитанию толерантности... Необходима и индивидуальная работа с «отвергнутым» ребенком и его семьей. Подобные случаи встречаются все чаще. «Новенькие» могут прийти в любое время и в любой класс с 5 по 11.

Галина Гуляева отметила, что, например, в школе поселка Искателей обучается 922 ребенка, где психолог работает на 0,5 ставки! Руководство школы ищет психолога, но специалистов просто нет. Подобная ситуация и в школе № 1.

- В конфликтах между детьми связующим звеном является классный руководитель. Увы, современным педагогам все сложнее работать с некоторыми учениками и их родителями. В свой адрес они могут услышать и грубость, и оскорбления, даже угрозы. Падение статуса учителя – это одна из серьезнейших проблем нашего общества. Но, несмотря на это, авторитет педагога формирует его мудрость, любовь к детям и к своему делу.
То, что происходит в наших школах: травля, агрессия, конфликты - это, к сожалению, очень распространенные явления не только в нашем городе, но и в целом по всей стране, во всем мире. И важно не замалчивать о проблеме, потому что замаскированный никем не замеченный конфликт может привести к тяжелым для школы последствиям – в самом крайнем случае к подростковому суициду. Разрушается созидательная, направленная на развитие и творчество атмосфера школы и доверие к школе как к таковой. Важный факт: классы без буллинга, без тяжелых конфликтов отличаются сплоченностью и разнообразными внеклассными формами взаимодействия между учащимися. Не только активная общественная жизнь, но и атмосфера открытости, возможность прояснения конфликтов под руководством неравнодушного педагога – вот условия «противоядия». Задача школы состоит не столько в том, чтобы не допустить конфликты, сколько в том, чтобы активно и осознанно пресекать постоянно появляющиеся случаи начала конфликтов, травли, – обозначила свое мнение детский правозащитник.

picture-1000h.jpg


Возврат к списку