Вернуться к обычному виду

Галина Гуляева

Уполномоченный по правам ребёнка в Ненецком автономном округе
Галина Николаевна Гуляева



Важные ссылки








лого президент детям.jpg

23.12.2019

В школах участились конфликты между участниками образовательного процесса. В этом году к детскому омбудсмену поступило 9 обращений

tnZMZtTUjqQ.jpg

Дети не ладят между собой, а родители, защищая своего ребёнка, начинают воевать друг с другом. Бывают конфликты между учениками и педагогами. Школа не всегда может справиться с ситуацией, и вот уже со всех сторон «летят» жалобы в профильный департамент, прокуратуру, к уполномоченному… Так было всегда, но, в последнее время ситуация накаляется все сильнее. С развитием социальных сетей травля детей распространилась и в интернете. В 2019 году число случаев кибербуллинга в России выросло в три раза, а оскорбления в сети практически безнаказанны. Средства массовой информации, порой пропагандирующие вседозволенность, насилие, нездоровые отношения в семье, усугубляют положение дел.

Родители пишут коллективное обращение с просьбой удалить из класса ребёнка, который «всех достал», опасаясь за здоровье своих детей. И есть чему опасаться. В рюкзаке вместе с учебниками и тетрадками лежат совсем небезопасные игрушки, например, дротики. В то же время, мы все понимаем, что часто такого ребёнка специально провоцируют на агрессию.

- В моей практике был случай: девочка очень бурно реагировала на любые задирания одноклассников. А детям просто нравилось доводить её до истерики, им было смешно как яростно она кричала, билась, рыдала. В таком порыве она могла напасть, причинить боль. И кто тут виноват? - задает риторический вопрос детский омбудсмен. - В школах созданы службы примирения - медиации. В идеале медиатор- это независимый человек, умело и правильно примиряющий спорщиков. Он «гасит» конфликт. В службе примирения могут состоять родители, ученики. Со слов директоров школ города (1,2,5, п. Искателей) медиация работает, но бывают случаи, когда заключения медиатора родители исполнять не собираются. Все договорились, примирились, но по факту ничего не предпринимают, чтобы конфликт исчез навсегда. И тогда всё возвращается на круги своя.

Что касается перевода ребёнка на индивидуальное обучение, то это может решить только врач. Если родители против - ребёнок остается в классе. Об этом гласит закон об образовании.

На совещании, которое состоялось при Уполномоченном по правам ребенка со специалистами школ и психологами города были озвучены предложения для улучшения работы служб медиации в образовательных учреждениях.

Галина Гуляева предложила рассмотреть вопрос об ознакомлении специалистов из Ненецкого округа с работой Санкт-Петербургского центра школьной медиации «Оккервиль», одной из лучших площадок Северо-Запада, а также с о введении в каждом классе школ округа системы видеонаблюдения.

Заместитель директора Ненецкого регионального центра развития образования Оксана Зенина предложила создать на базе центра «Дар» отделения по медиации. С её слов, во многих российских регионах существуют мобильные бригады, которые осуществляют экстренное реагирование на каждый конфликт.

- Каждая из предложенных мер, безусловно, сможет помочь в этих нелегких ситуациях, но все участники образовательного процесса должны понимать, что никакие дополнительные меры безопасности, сверхобученные специалисты не смогут помочь, если родители не посмотрят на ситуацию со стороны. Школа должна воспитывать детей, но никакой, даже самый лучший педагог не сможет заменить в этом семью. Именно семья должна прививать такие личностные качества, как доброту, сочувствие, учить поступать по совести… - подвела итог встречи Галина Николаевна.



Возврат к списку