Вернуться к обычному виду

Галина Гуляева

Уполномоченный по правам ребёнка в Ненецком автономном округе
Галина Николаевна Гуляева



Важные ссылки








лого президент детям.jpg

07.12.2015

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

4 декабря 2015 года Уполномоченный по правам ребёнка в НАО Римма Галушина приняла участие в работе конференции регионального штаба ОНФ в НАО, посвящённой теме создания системы инклюзивного образования на территории Ненецкого округа. Модератором мероприятия выступила руководитель регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР» Оксана Зенина.

Для обсуждения заявленной темы к работе конференции были приглашены представители окружного и городского управлений образования, прокуратуры, специалисты, работающие с детьми в образовательных организациях Ненецкого АО и города Нарьян-Мара, СМИ.

Открывая конференцию, сопредседатель Регионального штаба ООД «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в НАО Татьяна Бадьян процитировала слова Президента РФ, лидера ОНФ Владимира Путина, который в своём Послании Федеральному Собранию 2015 года сказал: «Мы должны сделать всё, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование, могли заниматься творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя, чтобы независимо от того, где они живут, какой достаток у их родителей, у самих ребят были бы равные возможности для успешного жизненного старта».

Особое значение на данном направлении приобретают вопросы доступности и качества образования детей-инвалидов. Как живут и учатся дети с ограниченными возможностями здоровья в Ненецком округе, с какими проблемами им приходится сталкиваться и какие пути решения существующих трудностей может предложить педагогическое и родительское сообщество – на эти вопросы попытались ответить участники региональной конференции ОНФ.

Руководитель Регионального исполкома ОНФ в НАО, председатель Общественной палаты НАО Екатерина Бурдикова осветила тему доступности окружающей среды для инвалидов в нашем регионе, познакомив присутствующих с итогами общероссийского мониторинга «За доступную среду!» в Ненецком округе, который провели активисты регионального штаба на территории города Нарьян-Мара в начале ноября нынешнего года. Было обследовано более 40 социально значимых объектов: здания поликлиник, больниц, банков, магазинов, администраций, социальной и культурной сферы, спортивные сооружения, школы, детские сады, объекты дорожно-транспортной инфраструктуры и т.д.

Из них лишь три объекта оказались доступны для маломобильной группы населения. Это многофункциональный центр, Ледовый дворец спорта «Труд» и баня №3. Из 6 общеобразовательных школ – только одна школа №4, здание которой было построено в 2010 году.

Заведующая детской поликлиникой Алла Муратова в своём выступлении представила показатели состояния здоровья окружных детей. Уровень детской инвалидности составляет 1,6 % от общего числа детского населения в регионе (197 человек). При этом мониторинг ситуации за последние 5 лет свидетельствует о постепенном увеличении количества детей данной категории.

О ситуации с инклюзивным образованием в НАО рассказала руководитель Регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР» Оксана Зенина. Она отметила, что политика включения лиц с ОВЗ в систему общего образования закреплена на государственном уровне. Доступ к образованию детей с ОВЗ и детей-инвалидов закреплён в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте, по которому начинают учиться уже с 1 сентября 2016 года в любой школе страны. Это серьёзный вызов нашему образованию, так как существующие реалии говорят о том, что для создания инклюзивной образовательной среды предстоит ещё многое сделать.

К примеру, в Ненецком округе практически отсутствует нормативно-правовая база в области образования детей с ОВЗ. Остро стоит кадровая проблема в образовательных учреждениях: не хватает, а где-то совсем нет узких специалистов, тьютеров, ассистентов для работы с детьми с ОВЗ. Педагоги не готовы ни психологически, ни профессионально к обучению детей с особыми потребностями. Противоречивое отношение к инклюзии и среди родительского сообщества.

В ходе обсуждения обозначенных вопросов Уполномоченный затронула проблему коррекционных классов. Как выяснилось, вышеупомянутые причины приводят к тому, цель коррекционного обучения в общеобразовательных школах, а именно доведение ученика до возрастной нормы и его дальнейший переход в обычный класс, достигается лишь в единичных случаях.

Участники конференции сформулировали ряд конкретных предложений, нацеленных на дальнейшее создание инклюзивной образовательной среды в Ненецком АО. Все они вошли в резолюцию конференции, которая будет направлена всем заинтересованным лицам для исполнения.

Подводя итоги работы конференции, Римма Галушина отметила, что решение проблем, связанных с инклюзивным образованием, возможно только в тесном взаимодействии органов исполнительной власти НАО, педагогического и родительского сообществ, а также при поддержке социально ориентированных НКО.


Возврат к списку